Готовимся к ЕГЭ
Кислородсодержащие
органические соединения
в заданиях ЕГЭ по химии
в заданиях ЕГЭ по химии
Иоанидис
Нина Васильевна
МАОУ
лицей №93, г. Тюмень
Можаев Георгий Михайлович
ТОГИРРО,
г. Тюмень
Задания
по материалу курса органической химии вызывают существенную долю затруднений
выпускников при сдаче Единого государственного экзамена. Это обусловлено и
самим содержанием курса, обилием классов веществ, их представителей, свойств, химических
реакций, большого объема теоретического и фактического материала, который
должен быть освоен учеником. Усугубляется положение тем, что в большинстве
непрофильных школ органическая химия изучается 1 час в неделю, в последний, загруженный
подготовкой к различным предметам, учебный год. Не удивительно, что в
результате большинство школьников более-менее успевают освоить первую часть
курса, посвященную химии углеводородов, а обширная группа кислородсодержащих
соединений остаются за пределами их понимания. Очевидно, чтобы добиться хороших
результатов ЕГЭ и ученику, и учителю надо ликвидировать эти пробелы.
Остановимся
на тех основных теоретических сведениях, которыми должен владеть ученик, чтобы
уверенно справляться с заданиями, относящимися к химии кислородсодержащих
соединений.
Химические свойства кислородсодержащих
органических соединений
Основные
классы кислородсодержащих органических соединений – это спирты и фенолы (функциональная
группа -ОН), альдегиды и кетоны (функциональная группа >С=О) и карбоновые
кислоты (функциональная группа -СООН).
Спирты -
это гидроксипроизводные алканов, алкенов, алкадиенов, циклических углеводородов,
гомологов бензола. В зависимости от того, с каким атомом углерода связана
группа -ОН, различают первичные (RСН2-ОН), вторичные
(R2СН-ОН) и третичные
(R3С-ОН) спирты.
Производные, содержащие гидроксильную группу в бензольном кольце, называют
фенолами. По числу гидроксильных групп определяют атомность спиртов и фенолов.
Различают одноатомные спирты (RОН) и многоатомные:
двухатомные или диолы, трехатомные - триолы и т. д.
Спирты
- родоначальники всех кислородсодержащих соединений. Генетическую связь
кислородсодержащих соединений можно представить схемой (символами обозначено: [O] – окисление, [2H] – восстановление):
Химические свойства
гидроксипроизводных обусловлены -ОН группой, т.к. кислород сильно
электроотрицательный элемент, поэтому связи С-О и О-Н полярны и способны к
разрыву.
I. Реакции замещения Н-атомов в гидроксильной группе. (разрыв связи О-H)
1. Кислотные
свойства гидроксипроизводные проявляют за счет полярности связи О-Н. Полярность
связи, а следовательно и кислотные свойства возрастают в ряду: третичные
спирты→ вторичные спирты → первичные спирты → многоатомные спирты → фенолы.
Кислотность
одноатомных спиртов низка, они могут реагировать только со щелочными
металлами с образованием алкоголятов, так, если взаимодействует метанол
получается метилат натрия, этанол - этилат натрия:
2RОН + 2Nа → 2RОNа + Н2
Многоатомные спирты
проявляют более выраженные кислотные свойства, поэтому взаимодействуют со
щелочными металлами, со щелочами, с гидроксидами переходных металлов, в
частности с гидроксидом меди (II),
в случае взаимодействия этиленгликоля с этими реагентами образуются гликоляты,
глицерина - глицераты.
НО-СН2-СН2-ОН + 2Nа
→ NаО-СН2-СН2-ОNа + Н2
Реакция со
свежеосажденным гидроксидом меди(II) используется как качественная реакция многоатомных
спиртов, аналитический эффект реакции: голубая окраска, образующихся
комплексных солей.
Феноляты образуются под
действием щелочных металлов, щелочей, а также при взаимодействии с хлоридом железа
(III):
2С6Н5ОН + 2Nа → 2С6Н5ОNа + Н2
2С6Н5ОН + 2NаОН → 2С6Н5ОNа + 2Н2О
3С6Н5ОН + FeCl3 → (С6Н5О)3Fe + 3НCl
Реакция
с хлоридом железа (III)
используется как качественная реакция на фенольный гидроксил в фенолах, аналитический
эффект реакции: фиолетовая окраска, образующихся комплексных фенолятов.
2. Реакция этерификации. Этерификация – взаимодействие
спиртов с кислотами, как с органическими, так и с неорганическими (НNО3,
Н2SO4,
Н3РО4) идет с образованием сложных эфиров по схеме:
R1СО[-ОН + H-]OR ↔ R1СО-ОR + Н2О
Вода
образуется за счет отщепления водорода спирта и гидроксильной группы кислоты.
Реакция обратима, используют кислотный катализ (Н+), для смещения
равновесия в сторону продукта реакции удаляют один из продуктов из сферы
реакции. Продуктами реакции этерификации многоатомных спиртов могут быть полные
и неполные сложные эфиры.
В отличие от спиртов, фенолы не способны этерифицироваться
кислотами. Сложные эфиры фенолов образуются по реакции кислот или их
хлорангидридов с фенолятами, так при взаимодействии уксусной кислоты
или ацетилхлорида с фенолятом натрия
образуется сложный эфир, фенилацетат:
2СН3СООН + С6Н5ОNа
→ СН3СООС6Н5 + СН3СООNа
СН3СОCl + С6Н5ОNа
→ СН3СООС6Н5 + NаCl
II. Реакции замещения
гидроксильной группы в спиртах (разрыв связи С-О)
Типичной реакцией
нуклеофильного замещения в спиртах является реакция с галогеноводородами или
галогенидами фосфора:
RОН + НВr ↔ RВr + Н2О
С2Н5ОН + РCl5 → С2Н5Cl
+РОCl3 + НCl
При взаимодействии
многоатомных спиртов с галогеноводородами возможно замещение одной или
нескольких ОН-групп спирта на атомы галогена.
III. Реакции, затрагивающие функциональную группу и радикал.
Дегидратация спиртов широко используется для синтеза алкенов, простых эфиров и
других соединений. Внутримолекулярная дегидратация спиртов приводит к
образованию алкенов:
С2Н5ОН СН2 =
СН2 + Н2О
Межмолекулярная
дегидратация одноатомных спиртов приводит к образованию простых эфиров:
RОН + НОR RОR + Н2О
Реакции окисления. Эта
группа реакций затрагивает функциональную группу и частично радикал. Дегидрирование является
каталитическим гетерогенным процессом и позволяет получить альдегиды и кетоны.
В промышленном масштабе этим методом получают формальдегид:
СН3ОН CH2O + Н2О
Окисление спиртов осуществляется сильными окислителями:
подкисленным раствором перманганата калия, подкисленным раствором дихромата
калия, кислородом воздуха в присутствии катализаторов (Ag, Сu и др.). При окислении первичных спиртов и метанола на первой
стадии образуются альдегиды, которые дальше могут окисляться до карбоновых
кислот. Муравьиная кислота окисляется далее до СО2. Вторичные спирты
в этих же условиях окисляются до кетонов.
Окисление
спиртов оксидом меди (II) используется как качественная на одноатомные первичные
и вторичные спирты:
RСН2ОН + СuО → RСН=О
+ Сu + Н2О
При окислении многоатомные спирты образуют ряд продуктов, последовательно
или одновременно окисляя все ОН-группы, так конечным продуктом окисления этиленгликоля
является дикарбоновая щавелевая кислота.
Фенолы легко окисляются даже под действием кислорода
воздуха. На воздухе фенол постепенно окрашивается в розовато-красный цвет.
III. Реакции радикала. Наибольшую значимость имеют реакции электрофильного замещения в бензольном кольце фенолов Эти реакции протекают значительно легче, чем в ароматических
углеводородах. Так бензол не реагирует с бромной водой, а в отсутствии
катализатора и с чистым бромом. Фенол же легко реагирует с бромной водой, образуя
при её избытке белый осадок 2,4,6-трибромфенола, реакция используется как качественная
реакция на фенол.
Альдегиды и кетоны
Химические свойства альдегидов и кетонов определяется
структурой карбонильной группы >С=О, в которой π-электронная плотность
двойной связи смещена к более электроотрицательному атому кислорода, а на
реакционном центре – атоме углерода, возникает частично положительный заряд, поэтому
реакции присоединения по двойной связи протекают по нуклеофильному
механизму.
Альдегиды и кетоны с одинаковым числом атомов углерода изомерны друг другу. При
присоединении водорода (восстановление) к альдегидам получаются первичные
спирты, к кетонам - вторичные.
Среди нуклеофильных реагентов, активных в реакциях с
карбонильными соединениями, следует назвать: Н2О, RОН(Н+), НСN (циановодородная (синильная)
кислота), NaНSO3 (гидросульфит
натрия), NН3, RMgХ
(реактивы Гриньяра, Х-Cl,
Br). Примеры реакций:
R-СН=О + Н2 → R- СН2ОН
СН3-СН=О + НСN → СН3 -
СН(СN)-ОН нитрил молочной кислоты
Реакции полимеризации характерны для низших альдегидов, при этом образуются полимеры линейного
или циклического строения.
nH2С=О → [-HС-О-]n полиформальдегид,
параформ
Альдегиды также вступают в реакции поликонденсации;
характерный пример - реакция формальдегида с фенолом, в ходе
которой образуется фенолформальдегидная смола и выделяется низкомолекулярный
продукт – вода.
Реакции окисления альдегидов протекают легко с
образованием соответствующих карбоновых кислот с тем же числом углеродных
атомов под действием как сильных окислителей О2, K2Cr2O7, KMnO4, так
и слабых Ag2O
в аммиачном растворе, Cu(OH)2 и др. Если
реакция проводится в щелочной среде, то ее продуктами будут соли
соответствующих кислот.
Реакции окисления альдегидов Ag2O в аммиачном растворе -
реакция "серебряного зеркала" и свежеосажденным Cu(OH)2 (обе реакции проводятся при нагревании) используются
как качественные на альдегидную группу:
R- СН=О + 2Сu(ОН)2↓ + NaOH → RСООNa + Сu2О↓
+ 3Н2О - цвет осадка меняется от голубого
к красному;
R- СН=О + Ag2O + NН3 → RСООNН4 + 2Ag↓ - упрощенная запись
R- СН=О + 2[Ag(NН3)2]ОН
→ RСООNН4 + 2Ag↓ +3 NН3
+ Н2О
При окислении формальдегида образуется угольная кислота (окисляются обе связи С-Н), которая в
аммиачной среде превращается в карбонат аммония:
H2С=О + 4[Ag(NН3)2]ОН → (NН4)2СО3
+ 4Ag↓ +6 NН3 + 2Н2О
Карбоновые
кислоты
Химические свойства карбоновых кислот определяет
карбоксильная группа -СООН, которая формально представляет собой сочетание
карбонильной -С=О и гидроксильной -ОН групп. Эти группы оказывают взаимное
влияние друг на друга. В группе -С=О атом углерода несет частично положительный
заряд и притягивает к себе неподеленную электронную пару атома кислорода в
группе -ОН. При этом электронная плотность на атоме кислорода уменьшается, связь
О-Н ослабляется и кислотные свойства усиливаются. В свою очередь, группа -ОН
гасит положительный заряд на группе -СО, которая теряет способность к реакциям
присоединения, характерным для альдегидов и кетонов.
Карбоновые кислоты - более сильные кислоты, чем спирты и
фенолы, что обеспечивает способность карбоновых кислот к ионизации и
диссоциации в водных растворах: RСООН + Н2О ↔ RСОО-
+ Н3О+
Сила карбоновых кислот зависит от того какая группа связана
с группой -СООН. Электроноакцепторные заместители, такие как -СCl3, оттягивают
электронную плотность от группы -СООН и увеличивает силу кислоты.
Электрондонорные заместители, к которым относятся предельные углеводородные
радикалы (алкильные), увеличивают электронную плотность на группе -СООН и
уменьшают силу кислоты.
Карбоновые кислоты образуют соли с активными металлами,
основными оксидами, основаниями и с солями более слабых кислот:
2RСООН
+ Zn → (RСОО)2 Zn + Н2↑
2RСООН
+ MgO → (RСОО)2 Mg + Н2O
RСООН +
NаОН → RСООNа + Н2О
RСООН +
NаHCО3 → RСООNа + Н2О +CO2↑
Реакции нуклеофильного замещения -ОН группы приводят к
образованию функциональных производных: сложных эфиров (реакция этерификации), ангидридов
карбоновых кислот, галогенангидридов и амидов:
RСООН + R1ОН ↔ RСООR1 + Н2О
2RСООН
(RСОО)2О + Н2О
RСООН +
РCl5 → RСОCl + РOCl3 + НCl
RСООН +
NН3 → RСООNH4 RСОNH2 + Н2О
Реакции с разрывом C-C связи.
Наиболее важная реакция – декарбоксилирование кислот при нагревании:
RСООNа(тв) + NаОН(тв) → RН + Nа2CО3
Декарбоксилирование щавелевой (дикарбоновой) кислоты при
нагревании протекает по схеме:
НСОО-СООН НСООН + CO2↑
НСОО-СООН СО↑ + CO2↑ + Н2О
Реакции в радикале специфичны для каждого подкласса
карбоновых кислот: предельных, непредельных и ароматических. Для
алкилкарбоновых кислот (предельных) это прежде всего реакция замещения водорода
у α-углеродного атома:
СН3-СООН + Cl2 СН2Cl -СООН + НCl
Все кислородсодержащие
органические соединения в атмосфере кислорода окисляются до СО2 и Н2О.
Кислородсодержащие
органические соединения в заданиях ЕГЭ
Переходя к рассмотрению особенностей выполнения заданий
ЕГЭ, прежде всего следует отметить, что многие ошибки школьников, ответы наугад,
вызваны плохим знанием номенклатуры органических соединений. Непонимание того
что может означать суффикс –ол или -аль в названии вещества, представитель
какого класса скрывается под названием этиленгликоль или этилацетат зачастую
приводит к тому, что школьник не может ответить на самые простые вопросы.
Отсюда и рекомендация для подготовки к ЕГЭ – неотъемлемой ее частью должны быть
постоянные тренировки в знании и номенклатурных, и тривиальных названий
веществ.
Кислородсодержащим органическим соединениям
посвящено в основном 4 задания ЕГЭ в части А:
А15. Характерные химические свойства предельных одноатомных
и многоатомных спиртов, фенола.
А16. Характерные химические альдегидов, предельных
карбоновых кислот. сложных эфиров. Биологически важные вещества: жиры, белки,
углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).
А17. Основные способы получения углеводородов и
кислородсодержащих соединений (в лаборатории).
А18. Взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих
органических соединений.
Знание свойств способов получений этих соединений может
потребоваться для нахождения правильного ответа и в некоторых других вопросах,
посвященных типам химичеких реакций, лабораторной практике, химической
технологии. Рассмотрим некоторые примеры заданий основной группы:
А15. Свежеосажденный
гидроксид меди (II)
взаимодействует с
1) этиловым спиртом 2) фенолом
3) этиленгликолем 4) диэтиловым эфиром
Гидроксид меди(II)
является реактивом качественного обнаружения многоатомных спиртов и альдегидов.
Знание этих свойств и тривиального названия этандиола, представителя многоатомных спиртов, подскажет,
что правильный ответ 3.
Часто школьников подводит преувеличенное
представление о кислотности спиртов. Заблуждаясь, они пишут уравнения реакций
спиртов со щелочами, а порой и с солями. Такое представление было возможной
причиной ошибок в ответах на задание:
А15.
С раствором гидроксида натрия реагирует
1) CH2 = CH2 2) CH3 – O – CH3
3) CH3 – CH2 – OH 4)
C6H5OH
Многие
школьники выбрали тут ответ 3 и не увидели правильного ответа 4.
Во многих вопросах части А ученику требуется
сравнить два вещества найти сходства и различие свойств
А15.
И
этиленгликоль, и этанол вступают в реакцию с
1) калием 2)
бромной водой
3) гидроксидом меди(II) 4)
водородом
А15.
В отличие от
пропанола-1, глицерин вступает в реакцию с
1) уксусной кислоты 2) гидроксидом меди (II)
3) кальцием 4)
бромоводородом
Освоить эти универсальные учебные действия
ученику будет легче, если в процессе подготовки поручить ему, составить таблицы
сходства и различия различных классов, групп и отдельных представителей
органических веществ.
Часто у
школьников вызывают затруднения такой тип вопросов, как анализ двух суждений.
Примером могут служить следующие задания.
А16.
Верны ли следующие
суждения о свойствах муравьиной кислоты?
А. Вступает в реакцию с аммиачным раствором оксида серебра.
Б. Является одноосновной кислотой.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба
суждения 4) оба суждения неверны
Можно рекомендовать школьнику мысленно переформулировать утверждение в
вопрос: Муравьиная кислота вступает в реакцию
с аммиачным раствором оксида серебра? Понятно, что ответить на этот вопрос
ученик сможет если он знает специфическое свойство муравьиной кислоты: она вступает
в реакции и альдегидов, и карбоновых кислот. Ответив утвердительно на
поставленный вопрос ученик должен тут же отметить это непосредственно в КИМе,
поставив, например (+) против буквы А.
Аналогично анализируется и второе суждение. Ответив на него, и, имея два
плюсика для данных суждений, ученик безошибочно выберет ответ 3.
В следующем задании ученик должен задать себе вопросы: Взаимодействует ли
уксусный альдегид с гидроксидом меди? Если да, то что
при этом образуется? Если знание химических свойств альдегидов поможет
ему ответить на эти вопросы, то неправильность второго суждения тоже станет
очевидной:
А16.
Верны ли
следующие суждения о свойствах уксусного альдегида?
А. Превращается в этанол в результате реакции с гидроксидом меди (II).
Б. При растворении в воде образует уксусную кислоту.
1) верно только А 2)
верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В заданиях части А проверяется и такой важный элемент содержания, как
«взаимосвязь органических веществ». Соответствующее задание, А18, представляет
собой цепочку превращений из двух реакций, например:
А18. В схеме превращений хлорэтан → X
→ этаналь
веществом «X» является
1) этандиол 2) этин 3) этанол 4) этан
Для нахождения неизвестных веществ в цепочках превращений ученик должен
хорошо знать как типичные способы получения основных классов веществ, так и
специфику их наиболее значимых представителей. В данном случае ученику могло
помочь знание способов получения уксусного альдегида. Вспомнив, что основных
способов два (реакция Кучерова и окисление соответствующего спирта – этанола),
ученик должен перейти к ответу на второй вопрос, какое из двух веществ этин или
этанол можно в одну стадию получить из хлорэтана, и
окончательно выбрать ответ 3.
В отдельных случаях задание включает два
неизвестных вещества. Подсказками при этом могут стать формулы веществ,
участвующих в реакциях, условия их протекания, указанные над стрелками:
А18. В схеме превращений С2Н5ОН
Х Y
веществом "Y
" является
1) этановая кислота 2)
этилен 3) этиленгликоль 4) уксусный альдегид
Основой
нахождения правильного ответа в этом задании должно стать знание свойств
веществ. Идя от известного вещества этанола, и затем от полученного этаналя к
неизвестному, ученик придет к правильному ответу, что "Y " – это этановая
кислота.
Умение решать органические цепочки, и
достаточно простые, в части А и значительно более объемные и сложные в заданиях
С3 приходит путем долгих, а главное системных тренировок. Большую помощь
учителю и ученику в проведении этой работы могут оказать «Минисправочник
«Органическая химия в реакциях» Н.Е.
Дерябиной [4], а также материалы сайта КонТрен – Химия для всех [5,6].
В этой статье нами были рассмотрены основные свойства лишь некоторых
классов органических кислородсодержащих соединений и их отражение в заданиях
базового уровня ЕГЭ по химии. Это простые задания, но с овладения этой
простотой должна начинаться подготовка к ЕГЭ по химии. Специфика выполнения
заданий части С, где во многих вариантах школьники тоже столкнутся со способами
получения и свойствами кислородсодержащих соединений, требует отдельного
рассмотрения.
Литература
1. Ушкалова В.Н., Иоанидис
Н.В. Химия. Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в вузы.-М.:
Просвещение, 2000.
2. Косова О.Ю. Единый
государственный экзамен. Химия: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения,
расчетные задачи.-Челябинск: Взгляд, 2006.
3. Дерябина Н.Е. Органическая
химия. Книга 1. Углеводороды и монофункциональные производные. М., 2012, 200 с.
4. Дерябина Н.Е. Сайт для
учителей химии и методистов./ Электронный
ресурс: http://www.minispravochnik.ru, (дата обращения: 11.01.2013).
5. Можаев Г.М. Цепочки
превращений органических веществ в заданиях ЕГЭ // КонТрен – Химия для всех //URL: http://kontren.narod.ru/ege/c3.htm (дата обращения: 09.01.2014).
6. Можаев Г.М. Нахождение молекулярной формулы
вещества в заданиях ЕГЭ. // КонТрен –
Химия для всех //URL:
http://kontren.narod.ru/ege/c5.htm (дата
обращения: 09.01.2014).
Комментариев нет:
Отправить комментарий